Норды
Хотя слава предков несколько угасла, но северяне и по сей день превосходят все смешанные расы в доблести и силе.
Биться друг с другом,
Родичи близкие
В распрях погибнут;
Тягостно в мире,
Великий блуд,
Век мечей и секир,
Треснут щиты,
Век бурь и волков
До гибели мира;
Щадить человек
Человека не станет.
— «Прорицание вельвы»
Неизвестно, когда первые норды пересекли ледяное Море Призраков, покинув Атмору, их изначальную родину. Но, как записано в Песнях Возвращения, Исграмор и его родичи высадились в месте под названием Хсаарик Хед (Hsaarik Head), что на северной оконечности Изломленного мыса.
Причины этого поступка частично объясняются в книге «Продвижение, завоевание и приспособление: История Киродиила»:
«Исграмор поступил так, как поступали сотни атморанцев до него; Тамриэль служил приютом для беженцев из Атморы уже за многие столетия до высадки Исграмора. Недовольные, раскольники, повстанцы, безземельные младшие сыновья — всех их, несмотря на трудности пути, манил „Новый мир“ Тамриэля. По данным последних археологических раскопок, ранние поселения людей в Хаммерфелле, Хай Роке и Сиродииле датируются 800−1000 годами Меретической эры, то есть, за века до прибытия Исграмора, даже в предположении, что двенадцать „королей“ нордов, предшественников Харальда, были реальными историческими фигурами».
Следует отметить, что Исграмор в первую очередь был историком и археологом — а уже потом военачальником. Его экспедиция преследовала цели освоения и исследования земель Скайрима. Первое время люди и эльфы жили в гармонии. Северяне процветали на новой земле, привлекая все больше людей с Атморы, чтобы потом построить город Саартал (Saarthal) (который был некоторое время назад обнаружен Имперскими археологами в окрестностях современного Винтерхолда).
Во время постройки города в его глубинах норды обнаружили могущественный артефакт, Око Магнуса. Они попытались сохранить находку в тайне, но эльфы узнали о ней и возжелали обладать ею.
Кроме того, эльфы начали опасаться, что юная раса вытеснит их инертную культуру, и нанесли подлый удар в памятную Ночь Слёз; Саартал был предан огню, и только Исграмор и два его сына выжили в кровавой бойне и сумели бежать в Атмору.
Однако, эльфы недооценили доблесть северян, и Исграмор, призвав пять сотен своих легендарных Соратников (имена которых поминают на Пиршестве Погибших в Виндхельме, 13-го Месяца Восхода Солнца), вернувшись в Тамриэль, отмстил эльфам, изгнав их, и заложил первые камни первой Империи. Когда норды снова получили контроль над Скайримом, они погребли предмет раздоров глубоко под землёй и запечатали его.
После победы Исграмор обратился к своим соратникам, призвав их к дальнейшей мести мерам, буквально сказав следующее:
«Идите вперед, — взревел он. — Идите в самое сердце этой новой земли. Изгоните презренных эльфов из их дворцов, где они предаются праздности. Втопчите их в грязь, обреките на каторжный труд, и поймут они, что их обман стал их неискупным грехом против нашего рода. Не знайте милосердия. Не проявляйте доброты. Ибо они не знают и не проявят ни того, ни другого».
После поддержки восстания жители севера обнаружили на западе от своих границ, в Хай Роке, полулюдей-полуэльфов, бретонов, которые также были подвластны мерам (Клану Диренни). На самом деле, сложно утверждать, освобождали ли норды бретонов или же, наоборот, порабощали. Сами бретоны воевали на обеих сторонах.
Военный потенциал объединенного Севера и Сиродиила казался несокрушимым, что вынудило босмеров прибегнуть к древнему ритуалу Дикой Охоты, с помощью которого они убили Верховного короля Виндхельма Боргаса. Это привело к катастрофической войне за трон.
Пока мелкие царьки воевали между собой, держава лишилась земель в Морровинде и Хай Роке, а некоторые из владений Скайрима стали независимыми королевствами. Изредка появлялись правители, достаточно сильные, чтобы удержать власть над провинцией в одних руках, однако подобному, похоже, противилась сама натура нордов.
Война была окончена в 1Э 412 году подписанием Пакта Вождей, но Скайриму ещё очень долгое время суждено было оставаться конфедерацией. Киродиильская Империя и позднее Империя Септимов поняли эту особенность и предпочли привлечь воинственных нордов на свою сторону прежде, чем те сформировали вооруженную оппозицию.
После этого норды долгое время восстанавливали силы и обустраивали свою родину, но покой продолжался недолго. Вскоре над северо-востоком нависла ужасная угроза акавирского вторжения. Верховный король Йорунн объединил нордов с данмерскими и аргонианскими народами. Они не только остановили вторжение, которое, возможно, было самым опасным за всю историю, но и основали Эбенгардский Пакт.
Исграмор
Исграмор — предводитель флота нордов, бежавших от гражданской войны с континента Атмора. Под его командованием флот прибыл к северному берегу Тамриэля. Норды высадились в Хсаарик Хед — самой северной точке скайримского Сломанного мыса. Там они возвели первый город людей в Тамриэле — легендарный Саартал.
После падения города в Ночь Слез от рук эльфов, Исграмор вместе с горсткой выживших бежал на Атмору, где собрал Пять сотен Соратников и вернулся в Скайрим для мести эльфам и захвата территорий.
Великий правитель Исграмор, Предвестник нас всех, отправил тогда двух своих любимых сыновей (единственных, кроме него самого, кто спасся во время резни в Саартале) на поиски храбрейших воинов, чтобы положить начало великому Возвращению.
Исграмор похоронен недалеко от Винтерхолда, на островке в Море Призраков, вместе со своими лучшими воинами. Попасть в его гробницу можно только по квесту Соратников.
Некоторые легендарные предметы Исграмора сохранились и до наших дней: его секира Вутрад и щит, а также его суповая ложка (которая, впрочем, очень даже вилка. Суров был Первый Предвестник).
Норды
Исторически сложилось так, что нордов считают агрессивным народом. Это обусловлено их воинственным образом жизни. Как будто компенсируя холодный климат родных земель, сами норды потрясающе вспыльчивы; политическое море провинции может быть столь же изменчиво и опасно, как дующие над ней ветры.
История
~MЭ 1000 | Исграмор и его люди, пытаясь сбежать от гражданской войны и ухудшающегося климата, уплывают с северного континента Атмора и высаживаются на полуострове Хсаарик, самой северной точке Сломанного Мыса в Скайриме. Атморанцы строят легендарный город Саартал и впервые встречаются с мерами Тамриэля. Некоторое время атморанцы и эльфы живут в мире, но их взаимоотношения быстро портятся. В ходе легендарной «Ночи Слёз» Саартал сожжён, а его население уничтожено. Исграмор сбегает в Атмору и вскоре возвращается со своими легендарными Пятьюстами Соратниками, бок о бок с которыми он побеждает альдмеров и закладывает основы первой в Тамриэле империи людей. Его люди позднее станут известны, как норды Скайрима. |
1Э 68 | Последние корабли с Атморы прибывают в Тамриэль. После этого события Атмора считается необитаемой. |
1Э 143 | Король Харальд, тринадцатый в линии Исграмора, объединяет северную часть Тамриэля и основывает королевство Скайрим. Это первое государство людей, упомянутое в хрониках |
1Э 240 | Под властью Врейга Одаренного Скайрим сильно расширяет свои границы. На востоке норды захватывают значительные территории в земле, которую они называют Двемерет, страну двемеров и кочевников-кимеров. На западе Скайрим оттесняет Диренни, местный клан альтмеров, с большей части территории современного Хай Рока. Их прибытие заметно влияет на баланс сил между аборигенами-недами и эльфами. |
1Э 242 | Под руководством «королевы рабов» Алессии порабощённые племена людей-недов в Кироде восстают против своих жестоких повелителей-айлейдов. Недов поддерживает Пелинал Вайтстрейк, загадочный, почти непобедимый воин, отличающийся невероятной ненавистью к эльфам; ему удаётся почти в одиночку уничтожить армии айлейдов. Восставшие люди, поддерживаемые Пелиналом, успешно захватывают крепость за крепостью, постоянно набирая новых сторонников среди освобождённых рабов. К людям присоединяются армии Скайрима, возглавляемые крылатым быком Морихаусом. Объединённая армия становится непобедимой силой, быстро захватившей все отдалённые города-государства Кирода. |
1Э 246 | Норды основывают город-государство Даггерфолл в Хай Роке. |
1Э 355 | Клан Диренни, единственные альдмеры, сохранившие власть в людских землях, переживают расцвет, достигнутый за счёт политического маневрирования и спорных действий. Клан медленно возвращает себе земли, ранее уступленные Скайриму. |
1Э 369 | Дикая Охота (животная орда чудовищно преображённых босмеров) убивает короля Боргаса из Винтерхолда, правителя Скайрима и последнего из династии Исграмора. Совет, призванный выбрать нового короля из представителей монаршьей семьи, отказывается короновать ярла Ханса из Винтерхолда, что приводит к разрушительной Войне Престолонаследия. |
1Э 416 | В Велоте (нынешнем Морровинде) Индорил Неревар объединяет воюющие кланы и Великие Дома кимеров, попутно налаживая связи с Думаком, королём двемеров. Двое лидеров объединяют ранее враждующие народы против наступающих войск Скайрима. В 1Э 416 норды изгнаны из Велота. |
1Э 420 | Война Престолонаследия в Скайриме завершается заключением Договора Вождей. Принято решение, что Совет будет собираться только в случае смерти короля, не избравшего прямого наследника. После десятилетий стычек империя Нордов теряет свои территории в Велоте, Хай Роке и Сиродииле. |
1Э 477 | Клан Диренни снова захватывает власть в Хай Роке, присваивая часть территорий Скайрима и будущего Хаммерфелла. |
1Э 482 | Армия Диренни (возглавляемая Айденом Диренни), объединившись с армией Скайрима (возглавляемой Хоагом Убийцей Меров) побеждают алессианское воинство в Битве у болот Гленумбрии. Битва очень дорого обходится всем участвующим сторонам. Мощь Сиродиила и алессианцев в следующие десятилетия значительно уменьшается. Диренни выходят победителями, но огромные потери создают нехватку власть имущих, чем незамедлительно пользуется зарождающееся людское дворянское сословие. Хоаг Убийца Меров погибает в ходе сражения; его наследником избран легендарный Вулфхарт из Атморы (он же Исмир). Он немедленно возрождает религиозный институт, сформированный на основе идеи поклонения традиционному пантеону нордов. Алессианские храмы уничтожены, их жрецы казнены. |
ок. 1Э 660 | Войска Скайрима, как считается, побеждают орочьего бога Малоха (Малаката) в битве у Стены Дракона. Малох сбегает на восток и наполняет небеса своим гневом; данное свидетельство, видимо, является отсылкой к извержению Красной Горы, произошедшему примерно в это время. |
1Э 2703 | Реман I Киродиильский объединяет армии долины Нибеней и Коловианских Имений, обращая их против акавирских цаэски. После битвы у Белого Прохода, ведущего в Скайрим, Реман I принимает сдавшихся акавири в свою армию, чтобы усилить её перед походом на альдмеров. Это событие знаменует собой рождение Второй Империи людей, в состав которой входит и Скайрим. |
2Э 430 | Потентат Савириен-Чорак, последний правитель Второй Империи, и все его наследники убиты Тёмным Братством или Мораг Тонг. Это событие знаменует собой конец Второй Империи. Гражданские войны и восстания разрывают Тамриэль на части. |
2Э 572 | Вторжение огромной акавирской армии на территории Морровинда. Норды вынуждены оказать содействие данмерам в их сопротивлении захватчикам. Основан Пакт Эбонитового Сердца |
2Э 827 | Рождается Талос (или Хьялти Раннебородый), известный позже под именем Тайбера Септима, первого императора династии Септимов |
Норды с самого начала времен (или даже до того) поклонялись привычному пантеону богов, которых олицетворяли в виде животных тотемов. Высшим из них было приятно считать дракона, символ и потомка Бормаху или Алдуина — сущности, порождающей и уничтожающей вселенную. Это вероисповедание исконно регулировалось драконьими жрецами. После переселения нордов в Скайрим многие драконы также бежали на Тамриэль из Акавира. Возможно, именно это обстоятельство сильно ожесточило правление драконов над нордами, вызвав среди людей массу восстаний. Так началась Драконья война, в которой люди гибли тысячами. В этой неравной битве многие драконы перешли на сторону слабых. Например, младший брат Алдуина — Партурнакс, С помощью Кин он научил нордов Ту’уму. Также бытует мнение, что сам Акатош принял сторону недийских народов.
Так или иначе, в ходе войны норды получили небольшой шанс на победу. Лучшие Драконоборцы взобрались на Высокий Хротгар, где вызвали Алдуина на бой. Они не смогли одержать победу, но им удалось изгнать его в далекое будущее, в котором его смог победить Довакиин в игре The Elder Scrolls V: Skyrim.
Скайрим
Эта провинция — вторая родина нордов. Скайрим известен также как Старое Королевство, или Отчизна; он был первым регионом Тамриэля, заселенным людьми с континента Атмора. Климат Скайрима весьма холодный, хотя в недолгое скайримское лето природа оживает. В Империи бытует стереотип, что от Скайрима стоит держаться подальше: не только из-за снежных бурь, но из-за страсти нордлингов к спиртным напиткам, особенно мёду, и дракам без особого повода.
География
Скайрим расположен на севере Тамриэля. Граничит с Хай Роком и Хаммерфеллом на западе, Сиродиилом на юге и Морровиндом на востоке.Территория Скайрима является самой труднопроходимой на континенте. Здесь находятся пять высочайших тамриэльских вершин, включая гору, известную как Глотка Мира (она также является одной из «Башен» Тамриэля и известна как Снежная Башня). Глотка Мира является самой высокой горой в Тамриэле. На вершине этой горы находится Высокий Хротгар.
На западе Скайрима заснеженные горы сменяются каньонами и горами Предела. Ландшафт этой провинции, от тундр до заснеженных и вулканических пустынь, весьма разнороден. С севера на юг горы Скайрима прорезают глубокие долины, в которых и обитает большинство населения.
В речных долах упорными фермерами Севера собирается и выращивается широкий спектр сельскохозяйственных культур; в низинах дает обильные всходы пшеница, а на большой высоте, там где не растёт даже лес, с успехом выживают кусты снежноягодника. В глубине лесных чащ Скайрима можно обнаружить железное дерево, древесина которого прочна, как металл.
По северной границе Скайрима сохранилось множество крепостей времен Ремана, построенных для противостояния Акавиру. Основной перевал, связывающий Скайрим с Сиродиилом — так называемый Белый Проход, в котором расположена древняя Крепость Акавири.
Норды мастера в строительстве из дерева: многие постройки, сооруженые первыми поселенцами более 3000 лет назад, выстояли и используются по сей день.
Великолепный пример нордского военного зодчества — Старый Форт, один из королевских бастионов, построенных Первой Империей, дабы нести охрану ее южных границ. Громады стен, сложенные из порфировых блоков неправильной формы, что идеально подогнаны друг к другу без каких-либо следов применения строительного раствора, наводят на мысль, что их построили скорее мифические Эльнофей, чем люди.
Прообразом нордской архитектуры является скандинавская. Тем не менее, нордская архитектура значительно отличается от скандинавской в том, что касается планировки дома, мебели и предметов быта.