Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!

Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!

  • TES Online
  • Новости
  • Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!

Ежемесячная подписка на TESO – вопрос, который не на шутку всколыхнул игровую общественность. Сайты, форумы, журналы и новостные порталы наперебой обсуждают рискованное решение Zenimax Online и выдвигают свои «за» и «против». Одна из наиболее ярких и «стильных» публикаций появилась вчера в Ten Ton Hammer.

Пусть вас не удивляет название статьи, уважаемые читатели: ранее обозреватель обещал «съесть свою шляпу» (в английском варианте - ворону), если The Elder Scrolls Online будет распространяться по подписке. Что ж, теперь он выполняет свой обещание, вот только вкус этой шляпы/вороны оказался куда хуже, чем он предполагал…

Я достаточно мужик, чтобы признавать, когда был не прав. Это не самая моя любимая вещь в мире, конечно, но, тем не менее, я умею признавать свои ошибки. Правда, спорить по поводу логики и причин этих ошибок я не перестану.

Вопреки всем моим предположениям, Elder Scrolls Online будет игрой по подписке. Я подозревал, что она будет скорее free-to-play или, что вероятнее, buy-to-play. Выбор этих бизнес-моделей был бы по многим причинам более осмысленным.

  • Игра выходит на консолях, которые редко поддерживают подписку отдельно взятых игр.
  • Guild Wars 2 доказала, что buy-to-play с внутриигровым шопом более чем жизнеспособна, и многие игры последовали ее примеру.
  • Наконец, каждая игра серии Elder Scrolls тоже была buy-to-play.
  • Я настаиваю на этих причинах, даже видя, что результат получился обратным.

    Честное слово, я был шокирован и встревожен сообщением о бизнес-модели подписки, выбранной ZeniMax Online. Логика такого выбора была более-менее озвучена, но, боюсь, их заключение настолько же неверное, как и мое.

    Основная идея, озвученная Мэттом Фирором, сводится к тому, чтобы одновременно обеспечить будущие разработки и разделить игру и монетизацию. Например, вместо того, чтобы прибежать к данжу и увидеть радостный вопрос о том, не хотите ли вы заплатить за вход, вы просто оплачиваете месяц подписки – и получаете 100% контента.

    Такой подход может стать настоящим глотком свежего воздуха после агрессивного маркетинга в некоторых F2P играх. Я уверен, многим уже осточертело постоянно доставать кредитку и оплачивать очередную ерунду в игре.

    Гораздо меньше меня удивило то, что WildStar выбрали ту же стратегию. Лучше-чем-WoW-и-в-космосе, сделана бывшими сотрудниками Blizzard и для той же аудитории, что и WoW – нет ничего странного в том, что и бизнес-модель они выбрали ту же. Это был вполне адекватный шаг. Может быть, не самый умный – время нам покажет – но: адекватный. Возможно, я один в это верю, некоторые комментаторы на их канале YouTube не то чтобы очень нежничают...

    А решение по поводу TESO выглядит как внезапный прыжок в сторону. Все знаки указывают в другом направлении, и для новой игры без специфической ниши на рынке или сформированной базы подписчиков выбор подписки - очень опрометчивый ход. Почти каждая ММО превратилась в F2P/Freemium (прим. ред. – F2P с поддержкой премиум-аккаунтов) в течение нескольких лет, за исключением только World of Warcraft и EVE. WoW - настоящий RPG-завр, слишком огромный, чтобы упасть (пока что...), и уже девять лет поддерживается стабильной базой подписчиков. EVE в свою очередь – крепость нишевого рынка, игра, которая может предложить то, что другим не под силу, и она не падает потому, что прибита гвоздями.

    ESO и WildStar – новички на рынке, который титаны успели раскачать. Входить на эту переполненную арену со своей старомодной Pay-to-Play моделью – все равно что накинуться на толпу кровожадных троллей с мухобойкой.

    История Star Wars: the Old Republic - ценный урок для всех разработчиков игр. Star Wars IP должен был стать непотопляемым кораблем, и ЕА вкладывала в него деньги грузовиками, лишь бы превратить непотопляемое судно в лайнер люкс-класса. Но, как всегда бывает со всем непотопляемым, SWTOR напоролся на айсберг недостатка эндгейма и почти что слился. Поспешный переход на F2P был спасательной шлюпкой?.. Нет, спасательная шлюпка должна была бы помочь всем тонущим подписчикам добраться до суши. Это уж скорее буксир, притащивший полупустую развалину обратно в доки на ремонт.

    Похоже, метафора стала слишком тонкой... Проще говоря, F2P спас задницу SWTOR. У него и без этого было много проблем с подпиской, и некоторые могли бы устроить спор на тему важнейшей причины, почему P2P не сработало. И они будут правы в одном – не сработало. Но их провал с бизнес-моделью подписки – тревожный симптом большой проблемы, потому что такое происходит повсеместно. Причина, по которой мы вспоминаем так часто именно SWTOR, такова: он был слишком крут, чтобы провалиться. Но ни бюджет в четверть миллиона долларов, ни могущество маркетинга ЕА, ни чародеи BioWare и гениальность Star Wars вместе взятые не смогли уберечь бестселлер ММО от краха и переход на F2P менее, чем через год.

    Так что ж: выходит, ZeniMax Online собирается прострелить себе ногу, используя устаревшую бизнес-модель для их суперсовременного продукта? Будут ли они в состоянии удержать толпы подписчиков, получивших бесплатный месяц при покупке? Достаточно ли у них эндгейм-контента, чтобы удовлетворить людей и удержать их в игре после достижения левел-капа? Или они собираются принять печальную судьбу SWTOR и засунуть игру в болезненные рамки перехода на F2P, лишь бы свет не погас?

    Я по-прежнему думаю, что их решение было неверным, и мои прогнозы мрачнее тучи. Я предрекаю вот что:

  • через 3 - 4 месяца после релиза – первый массовый отток игроков по достижению максимального уровня и наступившей скуки от недостатка эндгейма. Предполагается, что ZeniMax Online предложат мульти-подписку одновременно на несколько месяцев со скидкой, плюс бесплатный месяц при заказе игры, в противном же случае первый отток произойдет значительно раньше;
  • через 5 - 6 месяцев после релиза – стабильное снижение количества подписок приводит к увольнениям персонала. Тысячи игроков бросают подписку в качестве протеста и демонстрации солидарности;
  • через 7 месяцев после релиза или около того – увольнения приводят к задержкам выпуска запланированных дополнений, выход аддонов откладывается и отодвигается все дальше. Тысячи игроков фрустрированы и бросают подписку, устав от гринда десятка энд-гейм данжей и ганка в расбалансированном PvP;
  • 8-й месяц проходит в разговорах о переходе на F2P. Тысячи игроков в отвращении бросают подписку, потому что "теперь придут фришники и испортят всю игру приличным людям";
  • между 9-м месяцем и годом настанет время или за дело приниматься, или место освободить. Дефицит бюджета заставляет ZeniMax срочно принять меры, чтобы исправить ситуацию. Они кое-как запихивают свою ультрасовременную игру в тесную комбинацию: наполовину F2P, наполовину VIP для подписчиков. Тысячи игроков бросают подписку в бессильной ярости из-за того, что "они играли с беты", и не собираются теперь платить в шопе за лошадь или броню, или какие там еще грязные предложения делает ваш новый F2P;
  • через 18 месяцев после ланча: F2P успел оживить игру, количество игроков растет, люди скупают анлорные кольчужные бикини в рекордных количествах. Большинство подписчиков успело сбежать до этого.
  • Я не жду такого развития событий ради того, чтобы доказать свою правоту. Я хочу ошибаться, хочу, чтобы ZeniMax достигли успеха и продолжили работу над самыми крутыми играми из всех. Если все пойдет так, как эти старомодные ZeniMax придумали, и ESO каким-то образом станет феноменом на устаревшей бизнес-модели, я возьму все свои слова назад. Опять.

    Самая же неприятная для меня вещь – это тонны неприязни и сотни "я же говорил!" на форумах и где угодно, непрестанная критика устаревшей модели, аргументы в пользу подписки, основанные только на том, что спорящий ни во что, кроме EVE или WoW, не играл в последние пять лет. В некоторые такие споры я успел влезть. Интернет-аргументы в духе переходов на личности, детские прозвища и всё такое. Так вот: я буду надеяться, что мне придется "наесться ворон" весной 2015, спустя год после релиза, и признать, что я неправ. Я всё ещё уверен, что вы все ошибаетесь, – но надеюсь, что ошибаюсь я.

    По материалам Tentonhammer, 26 Aug
    • Комментариев: 414
    • Участников: 66
    • Статистика

    Обсуждение в комментариях

    1478 99
    Аватар Зелёный орк
    Нет же! Суть в том, чтобы делать топ-вещь без привязки к материалу. Нет же!Суть втом что бы делать топ-вещь без привязки к внешнему виду.
    188 59
    Аватар D'lain Alone
    Так разрабы же сказали специально, что РП костюмы нельзя будет одевать в пвп, чтобы было видно, какая у вас броня, если сделать даэдрик доспехи под вид кожаных, так будет то же самое.
    10894 258
    Аватар Greed
    Потому что будут хуже показатели)))
    Прокачка навыка бронник вам в помощь.
    Привязка будет только к редкому трудно доступному игредиенту, никакой халявы, а внешний вид - по вкусу.
    Стальная броня у которой статы как у даэдрика. Мда...
    4842 149
    Аватар madair
    Нет же! Суть в том, чтобы делать топ-вещь без привязки к материалу.
    А зачем это? если эбонит прочнее и более смертоносен чем сталь, нет уж пусть будет все менее более правдоподобно.
    594 169
    Аватар Saila
    В ответ на запись Strash Argon (28.08.2013 в 13:41):
    В ответ на запись Daedra Slayer Greed (28.08.2013 в 13:38):
    Я имел в виду именно дизайн, а не цвет. Например, я просто влюблен в дизайн стального доспеха в Скайриме. Почему бы не дать игроку возможность, честно заработав редкий ингридиент, скажем для брони или оружия, придать ему форму стальной брони и катаны, а не бегать с тем дизайном, который выбрали разработчики для шмотки топового уровня.
    Из даэдрика сделать стальную броню? Ну ты фантаст.
    Нет же! Суть в том, чтобы делать топ-вещь без привязки к материалу.
    Именно. Привязка будет только к редкому трудно доступному игредиенту, никакой халявы, а внешний вид - по вкусу.
    162 35
    Аватар Strash Argon
    В ответ на запись Daedra Slayer Greed (28.08.2013 в 13:38):
    Я имел в виду именно дизайн, а не цвет. Например, я просто влюблен в дизайн стального доспеха в Скайриме. Почему бы не дать игроку возможность, честно заработав редкий ингридиент, скажем для брони или оружия, придать ему форму стальной брони и катаны, а не бегать с тем дизайном, который выбрали разработчики для шмотки топового уровня.
    Из даэдрика сделать стальную броню? Ну ты фантаст.
    Нет же! Суть в том, чтобы делать топ-вещь без привязки к материалу.
    1478 99
    Аватар Зелёный орк
    Нет ну можно в принципе сделать так: Выглядеть даэдрический доспех будет как стальной,но материал и цвет сохранит!Ведь почему кузнец должен предовать даэдра доспехам определенную форму?
    7803 34
    Аватар Verfarer
    В ответ на запись Daedra Slayer Greed (28.08.2013 в 13:36):
    Я так понял, что он имел ввиду дизайн доспехов. Чтобы они выглядели не как дейдрические, а, например, двемерские
    Выковывать даэдрические доспехи и чтобы они выглядели как двемерские? Почему просто не выковать двемерские?
    Потому что будут хуже показатели)))
    10894 258
    Аватар Greed
    Я имел в виду именно дизайн, а не цвет. Например, я просто влюблен в дизайн стального доспеха в Скайриме. Почему бы не дать игроку возможность, честно заработав редкий ингридиент, скажем для брони или оружия, придать ему форму стальной брони и катаны, а не бегать с тем дизайном, который выбрали разработчики для шмотки топового уровня.
    Из даэдрика сделать стальную броню? Ну ты фантаст.
    594 169
    Аватар Saila
    Большинство игроков стремится к лучшей экипировке. И рано или поздно у многих она появляется. И тогда вокруг начинают бегать толпы близнецов. Во многих ММО предметы делятся по уровням (не игрока, а самого предмета). Чтобы заполучить предмет высшего уровня, нужно приложить много усилий. Будет обидно потратив кучу времени выглядеть как все, да еще и если дизайн не повкусу придется. Я имел в виду именно дизайн, а не цвет. Например, я просто влюблен в дизайн стального доспеха в Скайриме. Почему бы не дать игроку возможность, честно заработав редкий ингридиент, скажем для брони или оружия, придать ему форму стальной брони и катаны, а не бегать с тем дизайном, который выбрали разработчики для шмотки топового уровня. Потому что двемерские, по идее, слабее.
    10894 258
    Аватар Greed
    Я так понял, что он имел ввиду дизайн доспехов. Чтобы они выглядели не как дейдрические, а, например, двемерские
    Выковывать даэдрические доспехи и чтобы они выглядели как двемерские? Почему просто не выковать двемерские?
    162 35
    Аватар Strash Argon
    В ответ на запись Daedra Slayer Greed (28.08.2013 в 13:34):
    В ответ на запись Saila (28.08.2013 в 13:29):
    Понял. Внешним видом. Если топ вещи будут делать ремесленники, и им для этого понадобятся редкие материалы (что логично для топовых вещей), то почему бы не дать возможность выбирать, какой внешний вид будет иметь броня или оружие, обладающее топовыми статами?
    Сердца даэдра, эбонит не такие уж и редкие материалы. Даэдрическая броня - из сингл серии и логично предположить что она будет такая как в сингл - черно-красная. Или ты имел ввиду под внешним видом не цвет?
    Я так понял, что он имел ввиду дизайн доспехов. Чтобы они выглядели не как дейдрические, а, например, двемерские.
    13002 146
    Аватар Рафаил
    В ответ на запись Strash Argon (28.08.2013 в 13:34):
    Да, даэдрик не катит. Он выглядит как-то... Не так. Из-за этого я всегда качаю легкую-среднюю броню и хожу в нетче/хитине/дреуге.
    У меня С Морры любимые доспехи Средние. Поэтому Скайрим разочаровал.
    10894 258
    Аватар Greed
    В ответ на запись Saila (28.08.2013 в 13:29):
    Понял. Внешним видом. Если топ вещи будут делать ремесленники, и им для этого понадобятся редкие материалы (что логично для топовых вещей), то почему бы не дать возможность выбирать, какой внешний вид будет иметь броня или оружие, обладающее топовыми статами?
    Сердца даэдра, эбонит не такие уж и редкие материалы. Даэдрическая броня - из сингл серии и логично предположить что она будет такая как в сингл - черно-красная. Или ты имел ввиду под внешним видом не цвет?
    162 35
    Аватар Strash Argon
    Да, даэдрик не катит. Он выглядит как-то... Не так. Из-за этого я всегда качаю легкую-среднюю броню и хожу в нетче/хитине/дреуге.
    1478 99
    Аватар Зелёный орк
    В ответ на запись Saila (28.08.2013 в 13:29):
    Понял. Внешним видом. Если топ вещи будут делать ремесленники, и им для этого понадобятся редкие материалы (что логично для топовых вещей), то почему бы не дать возможность выбирать, какой внешний вид будет иметь броня или оружие, обладающее топовыми статами?
    Дай мне волю внешний вид брони выбрать,я бы такое забабахал!Уххххх!Да я бы!Как дал бы!Эхххх!!
    13002 146
    Аватар Рафаил
    В ответ на запись Daedra Slayer Greed (28.08.2013 в 13:27):
    Вот этого комментария я не понял.
    Чем тебя не устраивает то, что даэдрик может быть топовой броней?
    У мух всегда при потери ориентиров в комнате может оказаться 6 потолков. Вопрос - как она летит и думает. Вполне нормально ,Если есть разные виды брони - возможно это было бы достаточно интересно. Пояснение - потолок подразумевает предел верхний (например). Я о лучших доспехах.
    594 169
    Аватар Saila
    Понял. Внешним видом. Если топ вещи будут делать ремесленники, и им для этого понадобятся редкие материалы (что логично для топовых вещей), то почему бы не дать возможность выбирать, какой внешний вид будет иметь броня или оружие, обладающее топовыми статами?
    10894 258
    Аватар Greed
    Вот этого комментария я не понял.
    Чем тебя не устраивает то, что даэдрик может быть топовой броней?
    594 169
    Аватар Saila
    В ответ на запись Daedra Slayer Greed (28.08.2013 в 13:25):
    Какая разница, где добывать, если топовой тяжелой броней будет даэдрик?
    Практически во всех MMO есть топовые вещи.
    Вот этого комментария я не понял.