Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!

Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!

  • TES Online
  • Новости
  • Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!

Ежемесячная подписка на TESO – вопрос, который не на шутку всколыхнул игровую общественность. Сайты, форумы, журналы и новостные порталы наперебой обсуждают рискованное решение Zenimax Online и выдвигают свои «за» и «против». Одна из наиболее ярких и «стильных» публикаций появилась вчера в Ten Ton Hammer.

Пусть вас не удивляет название статьи, уважаемые читатели: ранее обозреватель обещал «съесть свою шляпу» (в английском варианте - ворону), если The Elder Scrolls Online будет распространяться по подписке. Что ж, теперь он выполняет свой обещание, вот только вкус этой шляпы/вороны оказался куда хуже, чем он предполагал…

Я достаточно мужик, чтобы признавать, когда был не прав. Это не самая моя любимая вещь в мире, конечно, но, тем не менее, я умею признавать свои ошибки. Правда, спорить по поводу логики и причин этих ошибок я не перестану.

Вопреки всем моим предположениям, Elder Scrolls Online будет игрой по подписке. Я подозревал, что она будет скорее free-to-play или, что вероятнее, buy-to-play. Выбор этих бизнес-моделей был бы по многим причинам более осмысленным.

  • Игра выходит на консолях, которые редко поддерживают подписку отдельно взятых игр.
  • Guild Wars 2 доказала, что buy-to-play с внутриигровым шопом более чем жизнеспособна, и многие игры последовали ее примеру.
  • Наконец, каждая игра серии Elder Scrolls тоже была buy-to-play.
  • Я настаиваю на этих причинах, даже видя, что результат получился обратным.

    Честное слово, я был шокирован и встревожен сообщением о бизнес-модели подписки, выбранной ZeniMax Online. Логика такого выбора была более-менее озвучена, но, боюсь, их заключение настолько же неверное, как и мое.

    Основная идея, озвученная Мэттом Фирором, сводится к тому, чтобы одновременно обеспечить будущие разработки и разделить игру и монетизацию. Например, вместо того, чтобы прибежать к данжу и увидеть радостный вопрос о том, не хотите ли вы заплатить за вход, вы просто оплачиваете месяц подписки – и получаете 100% контента.

    Такой подход может стать настоящим глотком свежего воздуха после агрессивного маркетинга в некоторых F2P играх. Я уверен, многим уже осточертело постоянно доставать кредитку и оплачивать очередную ерунду в игре.

    Гораздо меньше меня удивило то, что WildStar выбрали ту же стратегию. Лучше-чем-WoW-и-в-космосе, сделана бывшими сотрудниками Blizzard и для той же аудитории, что и WoW – нет ничего странного в том, что и бизнес-модель они выбрали ту же. Это был вполне адекватный шаг. Может быть, не самый умный – время нам покажет – но: адекватный. Возможно, я один в это верю, некоторые комментаторы на их канале YouTube не то чтобы очень нежничают...

    А решение по поводу TESO выглядит как внезапный прыжок в сторону. Все знаки указывают в другом направлении, и для новой игры без специфической ниши на рынке или сформированной базы подписчиков выбор подписки - очень опрометчивый ход. Почти каждая ММО превратилась в F2P/Freemium (прим. ред. – F2P с поддержкой премиум-аккаунтов) в течение нескольких лет, за исключением только World of Warcraft и EVE. WoW - настоящий RPG-завр, слишком огромный, чтобы упасть (пока что...), и уже девять лет поддерживается стабильной базой подписчиков. EVE в свою очередь – крепость нишевого рынка, игра, которая может предложить то, что другим не под силу, и она не падает потому, что прибита гвоздями.

    ESO и WildStar – новички на рынке, который титаны успели раскачать. Входить на эту переполненную арену со своей старомодной Pay-to-Play моделью – все равно что накинуться на толпу кровожадных троллей с мухобойкой.

    История Star Wars: the Old Republic - ценный урок для всех разработчиков игр. Star Wars IP должен был стать непотопляемым кораблем, и ЕА вкладывала в него деньги грузовиками, лишь бы превратить непотопляемое судно в лайнер люкс-класса. Но, как всегда бывает со всем непотопляемым, SWTOR напоролся на айсберг недостатка эндгейма и почти что слился. Поспешный переход на F2P был спасательной шлюпкой?.. Нет, спасательная шлюпка должна была бы помочь всем тонущим подписчикам добраться до суши. Это уж скорее буксир, притащивший полупустую развалину обратно в доки на ремонт.

    Похоже, метафора стала слишком тонкой... Проще говоря, F2P спас задницу SWTOR. У него и без этого было много проблем с подпиской, и некоторые могли бы устроить спор на тему важнейшей причины, почему P2P не сработало. И они будут правы в одном – не сработало. Но их провал с бизнес-моделью подписки – тревожный симптом большой проблемы, потому что такое происходит повсеместно. Причина, по которой мы вспоминаем так часто именно SWTOR, такова: он был слишком крут, чтобы провалиться. Но ни бюджет в четверть миллиона долларов, ни могущество маркетинга ЕА, ни чародеи BioWare и гениальность Star Wars вместе взятые не смогли уберечь бестселлер ММО от краха и переход на F2P менее, чем через год.

    Так что ж: выходит, ZeniMax Online собирается прострелить себе ногу, используя устаревшую бизнес-модель для их суперсовременного продукта? Будут ли они в состоянии удержать толпы подписчиков, получивших бесплатный месяц при покупке? Достаточно ли у них эндгейм-контента, чтобы удовлетворить людей и удержать их в игре после достижения левел-капа? Или они собираются принять печальную судьбу SWTOR и засунуть игру в болезненные рамки перехода на F2P, лишь бы свет не погас?

    Я по-прежнему думаю, что их решение было неверным, и мои прогнозы мрачнее тучи. Я предрекаю вот что:

  • через 3 - 4 месяца после релиза – первый массовый отток игроков по достижению максимального уровня и наступившей скуки от недостатка эндгейма. Предполагается, что ZeniMax Online предложат мульти-подписку одновременно на несколько месяцев со скидкой, плюс бесплатный месяц при заказе игры, в противном же случае первый отток произойдет значительно раньше;
  • через 5 - 6 месяцев после релиза – стабильное снижение количества подписок приводит к увольнениям персонала. Тысячи игроков бросают подписку в качестве протеста и демонстрации солидарности;
  • через 7 месяцев после релиза или около того – увольнения приводят к задержкам выпуска запланированных дополнений, выход аддонов откладывается и отодвигается все дальше. Тысячи игроков фрустрированы и бросают подписку, устав от гринда десятка энд-гейм данжей и ганка в расбалансированном PvP;
  • 8-й месяц проходит в разговорах о переходе на F2P. Тысячи игроков в отвращении бросают подписку, потому что "теперь придут фришники и испортят всю игру приличным людям";
  • между 9-м месяцем и годом настанет время или за дело приниматься, или место освободить. Дефицит бюджета заставляет ZeniMax срочно принять меры, чтобы исправить ситуацию. Они кое-как запихивают свою ультрасовременную игру в тесную комбинацию: наполовину F2P, наполовину VIP для подписчиков. Тысячи игроков бросают подписку в бессильной ярости из-за того, что "они играли с беты", и не собираются теперь платить в шопе за лошадь или броню, или какие там еще грязные предложения делает ваш новый F2P;
  • через 18 месяцев после ланча: F2P успел оживить игру, количество игроков растет, люди скупают анлорные кольчужные бикини в рекордных количествах. Большинство подписчиков успело сбежать до этого.
  • Я не жду такого развития событий ради того, чтобы доказать свою правоту. Я хочу ошибаться, хочу, чтобы ZeniMax достигли успеха и продолжили работу над самыми крутыми играми из всех. Если все пойдет так, как эти старомодные ZeniMax придумали, и ESO каким-то образом станет феноменом на устаревшей бизнес-модели, я возьму все свои слова назад. Опять.

    Самая же неприятная для меня вещь – это тонны неприязни и сотни "я же говорил!" на форумах и где угодно, непрестанная критика устаревшей модели, аргументы в пользу подписки, основанные только на том, что спорящий ни во что, кроме EVE или WoW, не играл в последние пять лет. В некоторые такие споры я успел влезть. Интернет-аргументы в духе переходов на личности, детские прозвища и всё такое. Так вот: я буду надеяться, что мне придется "наесться ворон" весной 2015, спустя год после релиза, и признать, что я неправ. Я всё ещё уверен, что вы все ошибаетесь, – но надеюсь, что ошибаюсь я.

    По материалам Tentonhammer, 26 Aug
    • Комментариев: 414
    • Участников: 66
    • Статистика

    Обсуждение в комментариях

    10894 258
    Аватар Greed
    Слепота - ужасное увечье. Приношу свои соболезнования.
    Соболезнуют кому-то, а не себе. D'lain Alone. Не переживайте. Спамить себя зельями лечения вам не дадут. Это же не сингл. P.S. Вот в том, что большое кол-во зелий и их малая цена ломает атмосферу - вы правы.
    1478 99
    Аватар Зелёный орк
    D'lain Alone,Про то что зелья лечения практически не имеют цены и это странно я согласен.Как то что может вернуть к жизни в кретической ситуации может быть таким распространенным?Помоему это как минимум непрвильно.Такие вещи как зелья лечения должны быть редки и дороги.
    188 59
    Аватар D'lain Alone
    Я не хочу никому ничего писать. Все в игре не может быть по мне. Меня устраивает, что я могу так и эдак. И магией лечиться для меня атмосфернее чем мгновенными зельями. Я не хочу заботить разработчиков проблемой балансирования эффектов из-за меня. Все куда лучше чем могло бы быть, раз я избегаю проблемных моментов. Для меня и многих тес ценен близостью к выдуманным литературным вселенным. А во всех этих вселенных зелья считаются очень сложным и дорогим средством. В играх же происходит инфляция возможностей (или дефляция, как правильнее?), потому что игроки носятся с миллионом этих бутылок. Я не против даже воспринимать бутылку как средство великой магической силы, но именно поэтому ношу про запас одну, чтобы она спасла в исключительной ситуации, а не была проходным расходным материалом. И тогда ее использование для меня является, как это? - более ролеплейным. Так играть мне больше нравится. То есть я не против мгновенного сильного лечения, но против постоянного его использования. Иначе эти бутылки обесцениваются и не вписываются в атмосферу. Ну это в сингле. А как будет тут, говорю же, не знаю.
    1478 99
    Аватар Зелёный орк
    Но согласитесь, это несколько странно - израненный воин выпивает зелье из бутылочки и мгновенно исцеляется. Так ведь все маги-целители без работы останутся. О подобных вещах в играх можно спорить бесконечно.Но разумного объяснения не найти
    262 6
    Аватар Silver Gabres
    Но согласитесь, это несколько странно - израненный воин выпивает зелье из бутылочки и мгновенно исцеляется. Так ведь все маги-целители без работы останутся. Я в том плане, что зачем вообще магия восстановления, если есть чудо-зелья? Однако магией пользуются очень активно. Какая-то неувязочка
    Баян. Зелья восстановления в фэнтези не редкость. Обычно не возможность повторного использования обуславливается привыканием. типа если часто пить уже не поможет. Плюс ко всему представь прям в бою бросил щит и давай бухать
    162 35
    Аватар Strash Argon
    В ответ на запись Daedra Slayer Greed (29.08.2013 в 10:54):
    Ты забыл им предложить попробовать обосновать ту или иную вещь по лору самим.
    Точно. Но это пустая трата времени, так как из последних только ты обосновывал свое мнение. У остальных - вода.
    Слепота - ужасное увечье. Приношу свои соболезнования.
    В ответ на запись Thavi Sparrow (29.08.2013 в 11:05):
    Вы уже доспорились до природы магии :D На мой взгляд с зельями лечения все просто. Алхимия - магический процесс, но не обязательно быть магом, чтобы создать зелье. Нужно иметь точный рецепт приготовления, ингредиенты и инструменты. Магия ли то, что происходит в процессе? Конечно, магия! Так же, как то, что происходит в вашей чашке чая - химия. Вы - химик, если умеете готовить чай? Думаю, даже не повар :) Вот и зелья по сути своей - магические, однако не нужно быть магом, чтобы их приготовить, и не нужно быть магом, чтобы их использовать. Исцеляющие свойства появляются в процессе приготовления, магия при этом - в алхимии, в том, как при смешении и обработке образуются не просто новые вещества, но и необычайные свойства. Если бы свойства были обычными, типа изменения вкуса или способности сузить/расширить сосуды - это был бы обычный химический процесс. Книг по алхимии в ТЕС полно, если хочется углубится в понимание предмета.
    Но согласитесь, это несколько странно - израненный воин выпивает зелье из бутылочки и мгновенно исцеляется. Так ведь все маги-целители без работы останутся. Я в том плане, что зачем вообще магия восстановления, если есть чудо-зелья? Однако магией пользуются очень активно. Какая-то неувязочка.
    262 6
    Аватар Silver Gabres
    Удивительно, насколько же нечем народу заняться.
    А чем еще заниматься?
    3452 612
    Аватар Thavie
    Вы уже доспорились до природы магии :D На мой взгляд с зельями лечения все просто. Алхимия - магический процесс, но не обязательно быть магом, чтобы создать зелье. Нужно иметь точный рецепт приготовления, ингредиенты и инструменты. Магия ли то, что происходит в процессе? Конечно, магия! Так же, как то, что происходит в вашей чашке чая - химия. Вы - химик, если умеете готовить чай? Думаю, даже не повар :) Вот и зелья по сути своей - магические, однако не нужно быть магом, чтобы их приготовить, и не нужно быть магом, чтобы их использовать. Исцеляющие свойства появляются в процессе приготовления, магия при этом - в алхимии, в том, как при смешении и обработке образуются не просто новые вещества, но и необычайные свойства. Если бы свойства были обычными, типа изменения вкуса или способности сузить/расширить сосуды - это был бы обычный химический процесс. Книг по алхимии в ТЕС полно, если хочется углубится в понимание предмета.
    народ не вайнит а часами пытается подвести квесты под лор.
    Удивительно, насколько же нечем народу заняться.
    262 6
    Аватар Silver Gabres
    Точно. Но это пустая трата времени, так как из последних только ты обосновывал свое мнение. У остальных - вода.
    А зря. Правда этововский прикол, когда народ не вайнит а часами пытается подвести квесты под лор.
    10894 258
    Аватар Greed
    Ты забыл им предложить попробовать обосновать ту или иную вещь по лору самим.
    Точно. Но это пустая трата времени, так как из последних только ты обосновывал свое мнение. У остальных - вода.
    262 6
    Аватар Silver Gabres
    И вроде бы разработчикам виднее что TES к лицу, а что нет. Как писал чуваку ниже - пишите разрабам. Пусть поправят. А пока в играх так, как сделали разрабы, то оно так и есть. Следовательно и по лору "типо да". Отрицать это нелепо.
    Ты забыл им предложить попробовать обосновать ту или иную вещь по лору самим.
    10894 258
    Аватар Greed
    Право мое, я и говорю, кому что, ничего другим не навязываю. В ТЕС "типо нет".
    О, еще один великий лоровед, который знает абсолютно все... В TES это обясняет лор - типо да. И вроде бы разработчикам виднее что TES к лицу, а что нет. Как писал чуваку ниже - пишите разрабам. Пусть поправят. А пока в играх так, как сделали разрабы, то оно так и есть. Следовательно и по лору "типо да". Отрицать это нелепо.
    188 59
    Аватар D'lain Alone
    В ответ на запись 倪浩NYAN (29.08.2013 в 01:23):
    "СВТОР был интересен именно вселенной, а не геймплеем." а в любой успешной ММО должен цеплять геймплей. "А ТЕС славен именно своим геймплеем" и как раз таки геймплей как таковой в ТЕС всегда был уныл. Оно цепляло миром и сюжетом, там где это было, в Обливион например не было сюжета, а из Скайрим пропал ещё и мир. Геймплеем ни в одной игре серии и не пахло.
    Ну, боевка была нудная да. Но не геймплей. Вы в терминах запутались. Играть в такую длинную игру с тягомотной боевкой ради сюжета - это круто. Радуюсь за вас.
    В ответ на запись Daedra Slayer Greed (28.08.2013 в 20:57):
    Так что да - мне удобнее считать зелья лечения бредом большим чем магию.
    Это при том, что зелья лечения тоже магия...
    Я могу понять, когда маг лечит себя заклинанием, но не могу понять, как человек может мгновенно исцелиться, хлебнув какой-то дряни из фляжки.
    Что заклинанием, что зельем лечения - накладывается магический эффект. В данном случае эффект восстановления/лечения.
    Там ЛОР объяснял это.
    А в TES типо нет? XD Не думал, что и такие бывают... Ну это ваше право. Можете считать бредом хоть зачарование и кузнечное дело.
    Право мое, я и говорю, кому что, ничего другим не навязываю. В ТЕС "типо нет". Игра очень медленная и тягучая, по темпу ближе к Властелину колец (книге), чем к быстрому и щедрому на разные штуки Поттеру. Поэтому и мгновенное лечение ей не к лицу. В ТЕС ощущается естественный и размеренный ход жизни, погружение в нее, а не быстрокликательство. Если по каким-то причинам оставил ТЕС на середине игры, очень трудно потом продолжить, войти сходу в нужный темп, а в других играх как нефиг делать с любого места. Ну, это мой пунктик, никому не мешает. Кузнечное дело, тут такое дело, что у любого нормального воина есть минимальная заточка, а оружие отчего-то стачивается быстро, даже луки отчего-то. Вставлять кузнечное дело в игры - это уже традиция. Ничего не поделаешь, раз оружие так легко портится, то на эту условность приходится реагировать другой условностью - осваивать кузнечное дело, к тому же магические вещи чинились главным образом из-за потери эффективности самим оружием, а не из-за разрядки магии. В отличие от мгновенного лечения бутылками тут нет альтернативы.
    26 9
    Аватар Мудрый Каа
    Да я уже понял, что чат превратит сайт в соц сеть Сервер должен быть 1, чтобы была ещё одна соц сеть И понял, что пусть люди срутся, как сказал один человек, "не стоит читать коментарии"
    10894 258
    Аватар Greed
    Уж лучше сделать что-то вроде чата
    Уже давно все сказали. Чат делать не будут.
    11 3
    Аватар Никита Ди Ардер
    Есть один вариант который понравится всем - это сделать 2 сервера , 1 с подпиской , другой с донатом
    1478 99
    Аватар Зелёный орк
    Вообще срач устраивает тот у кого закончились аргументы для спора и нечего больше сказать. Так что такие люди как минимум глупы
    4455 304
    Аватар Moran Remar
    В ответ на запись Мудрый Каа (29.08.2013 в 09:51):
    А ты предлагаешь читать вместо комментариев срач? Уж лучше сделать что-то вроде чата...ну эт мое скромное мнение, в таких случаях уж лучше сделать опрос...
    А ты предлагаешь превратить двухлетнюю работу сделать комьюнити по ТЕСО в ещё один Вконтакте? Посмотри на недавние блоги. Что в них происходит? Дом 2 какой-то и обсуждения совсем не про ТЕСО. Лучше жить в сраче, но с единым духом у всего сообщества, чем превращать сайт в социальную сеть.
    6468 73
    Аватар Акиф
    Когда спорят..да, но когда тупо обливают грязью - нет.
    Спор - это уже спор, а не срач. Срач именно для того и создан что бы обливать грязью противника. В этом он близкий родственник холивару, а не спору.
    162 35
    Аватар Strash Argon
    В ответ на запись Зелёный орк (29.08.2013 в 09:51):
    Срачь-это неизбежное продолжение обсуждения интервью/новости/темы.Ведь срачь происходит из за не согласия сторон.Так что это вполне нормальная вещь.
    Согласен со всем, кроме слова "нормальный". Нормален спор, а срач - ненормален.