Мэтт Фирор о мире Свитков в мире Онлайна

Мэтт Фирор о мире Свитков в мире Онлайна

Перед Фирором стоит незавидная задача - перевести одну из самых любимых игроками ролевых франшиз в разряд MMO. Едва успев анонсировать игру, разработчики встретились с бурной реакцией фанатов. Судя по всему, Мэтта это нисколько не беспокоит: он просто заявляет, что покорит всех игроков, создав самую лучшую онлайн-игру, на которую только способны он и его ребята. И не важно, является ли игрок олдскульным фаном Свитков или же нет.

С того момента, как проект был анонсирован, фанатов больше всего беспокоит мысль: «Как же они сумеют сделать MMO по серии? Они же потеряют самую суть Свитков!» И действительно: что всегда делало Свитки такими привлекательными для игроков, так это огромный и свободный одиночный режим. Скайрим, проданный более чем в 10 миллионах копий, наглядно доказал, что в даже в мире, где все игры постепенно уходят в онлайн, можно сделать по-настоящему хорошую одиночную игру. Нам интересно - как шли переговоры с Bethesda по поводу перевода их франшизы в разряд MMO?

Вы очень точно отметили главный момент. Мы переводим в разряд MMO именно саму франшизу, а не одиночную игру. Одиночные игры - они и в Африке одиночные. Мы просто купили лицензию на то, чтобы попробовать сделать с франшизой нечто, что с ней еще не делали. Ну - примерно, как романы по Свиткам. Конечно, общественность будет сомневаться и опасаться до тех пор, пока люди сами не сядут и не поиграют. Мы прилагаем воистину титанические усилия, чтобы игра соответствовала лору, чтобы она оказалась именно тем, что от нее ждут игроки. Места, куда можно отправиться, персонажи, которых они могут отыграть, враги - все это целиком и полностью базируется на том самом мире, который они так хорошо знают и так сильно любят. Вот в этом и есть вся фишка.

Значит ли это, что, по Вашему мнению, все фанаты Свитков кинутся играть в MMO по их любимому миру, или это скорее как бы оболочка для новой MMO? Иными словами: это новая часть Свитков в формате MMO, или же это новая MMO в формате Свитков? Кто конкретно является вашей целевой аудиторией?

Мы просто хотим сделать по-настоящему хорошую игру и дать всем заинтересованным людям сыграть в нее. Это - онлайн-игра. Термин MMO несколько устарел. Это - онлайновая RPG. Мы делаем ее такой, чтобы она навсегда осталась в мировой истории игр. Конечно, игроки, которым нравится серия, захотят сыграть в нее, но это просто заслуга самой франшизы - ведь у нее такое громкое имя.


Наша же задача заключается в том, чтобы сделать такую игру, в которую захотят сыграть даже заядлые фаны WoW или Звездных Войн. В не то что плохую - даже в просто нормальную, а может, и хорошую игру из другого сеттинга никто из них играть не станет. Поэтому мы делаем ее не просто «годной», а великолепной: такой, чтобы она приклеивала игрока к себе, как быстросохнущий клей. Намертво. Если мы этого добьемся, вопросов к нам больше не возникнет.

Читая и обсуждая новости, многие фанаты сошлись на том, что если игра действительно будет такой впечатляющей, как Вы обещаете, это может отразиться на политике Bethesda: они могут окончательно взять курс на онлайн и уйти от одиночного режима. Что Вы можете сказать этим людям?

Вряд ли есть смысл говорить о будущем, особенно о таком неблизком - кто знает, что может произойти. Мы с Bethesda - две разные компании. ZeniMax Online - организация, отдельная от Bethesda Game Studios. Действия BGS не распространяются на ZeniMax Online, и наоборот. Мы - «онлайнщики», они - «консольщики». Будущее на то и будущее, что его невозможно предсказать, никто его не знает, я в том числе. Но в данный момент они собираются продолжать в своем духе, а мы - в своем.


Кстати, о двух разных компаниях. Вы все еще обсуждаете с Тоддом Говардом, насколько игровые моменты TES Online соответствуют атмосфере Свитков?

Знаете, не так давно - поначалу, когда я только-только ставил студию на ноги - мы с Тоддом действительно проводили много времени за обсуждением основ сеттинга: как должно выглядеть то, где должно быть расположено это, и так далее. Это было несложно, так как события нашей игры происходят как бы в прошлом, то есть все основные моменты задокументированы в играх серии -в частности, во внутриигровых книгах.

Фирор: «Мы работаем над временным отрезком из прошлого Тамриэля»
Фирор: «Мы работаем над временным отрезком из прошлого Тамриэля»

Про этот период мало что известно, но зато мы знаем, что происходило до него и что - после. И это дает нам определенную свободу фантазии, не давая выйти за пределы атмосферы. Очень удобно, правда. На сегодняшний день у нас просто есть команда сценаристов и редакторов, периодически связывающихся с аналогичной командой из Bethesda. Они постоянно выкапывают новые факты, которых мы должны придерживаться. Тоже полезно.


Предлагает ли Тодд какие-то идеи по поводу дизайна игры, и если да, то прислушиваетесь ли Вы к его советам и предложениям?


Вы знаете, он сам расставил точки над «i» - игра будет онлайн-RPG, а он не является разработчиком онлайн-RPG. Таким образом, решения касательно дизайна и устройства игры принимаем именно мы.

Игра предназначается для PC и Mac, а ещё вы упоминали, что ее можно будет запускать даже на лэптопах… Ну, а есть ли хоть какая-то надежда у «консольщиков»?
Для них создано не так-то много ММО-игр, хотя Sony Online Entertainment и прилагает все возможные усилия в этом направлении. Среди владельцев Xbox 360 и PS3 немало поклонников серии The Elder Scrolls. Скажите, смогут ли они рано или поздно приобщиться к TESO?


В двух словах на этот вопрос не ответишь… Сейчас циркулирует множество слухов о консолях нового поколения и, как и все, я с интересом слежу за ними. Как уже было сказано, прямо вот сейчас у нас нет каких-то планов относительно адаптации TES Online под консоли. Вообще, я считаю, что девелоперам игр не следует ориентироваться на еще не разработанные варианты платформ. Мы занимаемся тем, что можно будет выпустить в ближайшее время – ну, а потом уже озаботимся новыми возможностями, для которых мы, разумеется, всегда открыты.


Значит, гипотетически вы готовы открыть «консольщикам» доступ в онлайновую вселенную Свитков? Или для них вы создадите отдельную версию игры?

Мы пока сами не знаем: сначала надо посмотреть, что из себя будут представлять новые технологии. Разумеется, мы предпочли бы, чтобы игроки в TES Online были единым комьюнити – вне зависимости от платформы, которую они используют. Но здесь остается так много вопросов, что пока я не готов со знанием дела рассуждать на эту тему.


Ну, а какую бизнес-модель вы выберете? Сейчас большинство ММО-разработчиков отдают предпочтение системе F2P, а игр, распространяемых по подписке, не так уж много. По какому пути пойдет TES Online?


Этот вопрос еще не решен. Есть такие вещи, как клиентский сервис, платформа и так далее. Всё это очень влияет на выбор бизнес-модели; пока мы не готовы сообщить что-то определенное по этому поводу.

Сколько человек сейчас работает над проектом?

В данный момент – около 250. Кроме постоянных сотрудников, мы привлекаем и других людей, которые делают определенную работу для ZeniMax Online; наш проект действительно большой и трудоемкий.

Вернемся к вопросу об ММО. Вы хотите, чтобы фанаты оценили ваш контент, чтобы игра, как вы сказали, «приклеила игрока к себе, как быстросохнущий клей»… Electronic Arts, издатели Star Wars: The Old Republic, сказали нам в недавнем интервью, что их задача – создать тайтл, который «удержит» игрока еще на 10 лет, если считать с настоящего момента… Есть ли подобные планы у TES Online?

Когда мне задают вопросы люди, имеющие поверхностное представление об ММО-играх, я часто привожу такой пример: представьте, что вы строите из кирпичиков огромную пирамиду. Все кирпичики вы должны очень точно «подогнать» друг к другу: малейшая ошибка – и это сооружение разрушится…


Чему научил вас прошлый опыт, и ещё: что именно вы считаете ключевым в работе над TES Online?

Я думаю, что главное - всегда видеть всю картину в целом. Надо концентрироваться не на «деталях игры», а на самой игре.

Фирор: «Цель - сделать великолепную РПГ по вселенной Свитков»
Фирор: «Цель - сделать великолепную РПГ по вселенной Свитков»

Если хоть на мгновение выпустить это из вида, то всё сразу пойдет не так, как надо. Именно этому научил меня мой прошлый опыт: концентрироваться на главном. К примеру, вы задавали мне вопрос о консолях… Мы пока не думаем об этом: мы работаем над созданием игры - иначе прийти к цели невозможно.


Есть ли у вас какие-то амбиции – скажем, превзойти WoW? Blizzard вот-вот выпустят Mists of Pandaria и, конечно, сразу же приступят к работе над новой крупной ММО… Подобная конкуренция вас пугает – или нет?


Если поначалу какие-то опасения и были, то они улетучились после успеха Skyrim. Не остается никаких сомнений: во всем мире популярность мира Свитков чрезвычайно высока.


Что касается бета-тестов – как долго и тщательно вы собираетесь их проводить?

О, если не прислушиваться к мнению игрового комьюнити – за это потом дорого придется заплатить. Мы планируем провести обширнейшее и глубокое тестирование, чтобы собрать информацию обо всех возможных проблемах.


А как вы определяете, какие отзывы игроков следует воспринимать всерьез? Ведь обратная связь может быть разной – кто-то из респондентов наверняка отнесется к своим функциям тестера не должным образом… Как отделить действительно ценные замечания от ерунды?


Ну, здесь на помощь приходит опыт.

Фирор: «Наши сотрудники разработали множество ММО-игр»
Фирор: «Наши сотрудники разработали множество ММО-игр»

Они трудились и над очень успешными проектами, и над «провальными» тайтлами. Последнее, кстати, тоже очень важно - иметь специалистов с негативным опытом за плечами: они сразу чувствуют, когда что-то идет не так, как надо, поскольку уже сталкивались с этим… Наши сотрудники – умные, опытные, успешные или познавшие провал – прекрасно разбираются в замечаниях тестеров и умеют «отделить зёрна от плевел». Если кто-то из респондентов потребует, чтобы его персонаж мог летать, как Супермен – будьте уверены, мы это проигнорируем!


Глядя на развивающиеся технологии, можете ли вы предположить, что в недалеком будущем в вашу игру можно будет играть на iPad или на других планшетах?


Я думаю, что когда-нибудь это станет возможным. Технологии развиваются очень быстро.

  • Комментариев:
  • Участников:
  • Статистика

Обсуждение в комментариях